Православие Словарь русского языка С. И. Ожегова
правосл’авие, -я, ср. Одно из основных направлений христианства,
вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в 11 в. как
восточнохристианская церковь. Религиозно-философские основы православия. прил.
православный, -ая, -ое. Православная церковь. Православное духовенство.
Русская православная церковь http://www.patriarchia.ru/index.html
- официальный сайт Материал из Википедии —
свободной энциклопедииПравосла́вие
(калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение» или
«правильное учение») — религиозный термин, который может использоваться в
4-х близких, но отчётливо различных значениях: - 1.
Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении
«православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской
Церковью учение — в противоположность ереси. Терминологическое значение
закрепилось в конце IV века и в доктринальных документах часто
употреблялся как синоним термина
«кафолический» (греч. καθολικός).
- 2. В
современном широком словоупотреблении обозначает направление в
христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого
тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры
епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует
Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.
- 3.
Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная
Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных
поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris).
- 4. В современном русском просторечии употребляется
применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции,
связанной с Русской православной церковью.
Лексикологически
неверно в русском языке употреблять термины «ортодоксия» или
«ортодоксальный» как синоним православия, хотя такое
словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно
вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.
Основные догматические и канонические положения
Догматика Основной и
единственный универсально авторитетный догматический документ —
Никео-Цареградский символ веры. - Спасение чрез испове́дание
веры «во единаго Бога» (1-й член Символа)
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой
- Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член
Символа)
- Боговоплощение (3-й
член Символа)
- Вера в телесное воскресение, вознесение и
предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5,
6, 7, 12-й члены Символа)
- Вера в единство, святость и
кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос
(Еф.5:23)
- Вера в ангелов и
молитвенное предстательство святых.
Канонические устройство и нормы Основные
канонические нормы и институты: - Иерархическое священство,
имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие
законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство
чрез чреду рукоположений. Каждый
епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту
канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
Хотя
каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя
управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостолов , а также 11-е Правило
Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные
эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен
Президент Кипра Макарий III) или
обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши,
то есть этнарха православных подданных султана). - Институт
монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее
ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.
- Установленные
календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров,
Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие
литургический год.
История формулирования вероучения Современная православная Церковь
рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю.
Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к
апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами
(дословно — граница, вероучительными определениями) вселенских, а также
некоторых поместных, Соборов. Выделение православия на фоне
появляющихся ересей начало оформляться в II—III
веках н. э. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему
по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и
арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа). Ведущую роль в
работе первых 4-х Вселенских Соборов играли епископы
Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими императорами и обычно проходили
под их административным председательством. - 325 — Первый (Никейский) Вселенский Собор:
утвердил догмат единосущия Сына со Отцем; осудил ариан. Важную роль
сыграл Афанасий Великий.
- 381 —
Второй Вселенский Собор: единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном;
новая редакция Никейского Символа.
- 431
— Третий (Ефесский) Вселенский Собор: осуждение ересей Нестория и
Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; постановил
именовать Деву Марию Богородицею (греч.
Θεοτόκος).
- 451 — Четвёртый (Халкидонский)
Собор: осуждение как несторианства, так и монофизитства (ересь
архимандрита Евтихия). Собор утвердил догмат, что Иисус Христос есть
истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он
имеет одно Лицо (ипостась) и два естества, соединённые в Нем «неслитно и
неизменно, нераздельно и неразлучно» — томос св. папы римского Льва.
- 553 — Пятый
Вселенский Собор: персональное осуждение некоторых монофизитов и
их сочинений.
- 680 — Шестой Вселенский Собор: осуждение
монофелитов. К нему примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс
канонического права Церкви на Востоке.
- В средине VIII века
Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение православной веры» — первая
богословская систематизация христианского вероучения.
- 787 — Седьмой
Вселенский Собор: восстановление иконопочитания; честь,
воздаваемая образу, переходит к первообра́зному, и поклоняющиеся иконе
поклоняются существу, изображённому на ней.
- 11 марта 843 на поместном Соборе в Константинополе по
случаю окончательного восстановления иконопочитания составлен чин
Торжества Православия, совершаемый ежегодно в Неделю Торжества
православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия
чина могут рассматриваться как формула Православия как веры Церкви
(πίστις τῆς εκκλησίας).
- 879 —
поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме
Святой Софии: восстановление на патриаршем
престоле Фотия; осуждение каких бы то
ни было изменений в Символе веры.
Распространение Распространение
православия в мире: Преобладающая религия
Значительное
меньшинство (более 10 %) Православие
исторически традиционно распространено на Балканах
среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части
албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также
гагаузов, грузин, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди
ряда иных народов Российской Федерации:
чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел и некоторых других . Численность
приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран
традиционного распространения православия государственные и церковные
органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI
века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек , что
делает православие вторым, после Римско-католической церкви,
христианским сообществом. В современном мире к странам с
большинством православного населения можно отнести: Белоруссию,
Болгарию, Боснию и Герцеговину (особенно в Республике Сербской), Грецию,
Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию,
Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно в
Северном Казахстане, в Осетии и на Алеутских островах американского
штата Аляска. Также присутствует в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании.
Православие и современные государства Россия
В официальном документе "Нравственная основа модернизации",
разработанный "Национальным институтом развития современной идеологии"
говорится, что модернизация (глава "Православие как нравственная основа
модернизации"), невозможна без сохранения "ценностного фундамента"
общества: "Люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя
психологически комфортно при отстутствии политической мифологии и
остальных составляющих идеологии, адекватных традициям народа". А
традиции России предполагают "этику православия", а также ценности
"патриотизма", "соборности" и "служения общему благу". Православная Церковь Источник
внутреннего права Церкви, наряду со Священным
Писанием, — Священное Предание,
которое включает в себя каноны различного происхождения, авторизованные
Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
Традиционное понимание и толкование Писания — в контексте и единстве с
Преданием. Православная Церковь составляется сообществом
поместных Церквей — автокефальных и автономных. Каждая автокефальная
Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего
канонического и административного управления. Автономные церкви
находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной
(кириархальной) Церкви. Поместные автокефальные Церкви Существующий
порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных
Церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое
на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter
pares) перешло престолу Патриархов
Константинопольских. Во втором тысячелетии н. э. возник ряд новых
автокефальных Церквей, идущих в диптихах по Иерусалимском Патриархате. С
конца XX века существует 14 общепризнанных и одна признаваемая
некоторыми автокефальных Церквей (диптих в версии Московского
Патриархата): - Константинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Грузинская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- Кипрская
- Элладская (Греческая)
- Албанская
- Польская
- Чешских земель и Словакии
- Православная Церковь в Америке — в
автокефальном статусе признана Московским Патриархатом и некоторыми
иными славянскими Церквами.
Пределы поместных Церквей
традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами
национально-государственного размежевания, но определённой нормы в
отношении данного вопроса нет. Так, Московский Патриархат, исторически
всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского (Московского)
государства, после распада СССР в 1991 году простирает свою
исключительную юрисдикцию на многие страны бывшего СССР. На основании некоторых
канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского
Собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский Патриархат с
1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться
в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на
территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции
государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на
организацию в составе автономной Церкви под её верховной юрисдикцией.
Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский
Патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние
o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно
Православной Эстонской Митрополии», которое, в частности, гласило:
«проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в
соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда
Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать
устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени
и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и
благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова
провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года
в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях.»
Примечательно, что эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия: «Это обычное дело — менять
границы Церкви, когда меняются политические образования и
правительства.» Официальный представитель Московской патриархии в
августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о
церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы
должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя
Церквами.» В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между МП и
КП возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие
реорганизации последним своей Гонконгской митрополии с включением в её
состав территории Китайской Народной Республики, что Священный Синод РПЦ
на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на
права Китайской Автономной Православной Церкви»,
которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается
Московским Патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции.
Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных
(канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках
торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский
Патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии
Московскому Патриархату в 1687 году была обусловлена «аннексией» Украины
Московским Царством. Ряд Церквей (в частности,
Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский,
Румынский и Болгарский Патриархаты) имеют епархии и приходы вне
территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»;
другие же Церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская)
таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на
этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип
канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела
другой становится неизбежно.» По вопросу о порядке дарования
автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных
норм, что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными
автокефалиями и их кириархальной Церковью, так и между
Константинопольским Патриархатом и Московским Патриархатом, который
настаивает на праве всякой автокефальной Церкви даровать автокефалию
своей части. В Констатинопольском Патриархате придерживаются мнения, что
учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора, и
рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие
утверждению таковым. С сентября 1961 года, когда состоялось I
Родосское Всеправославное совещание, с перерывами, ведётся практическая
подготовка Всеправославного Собора, который бы
разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем; но перспектива его созыва
остаётся неопределённой. После 1991 года, несмотря на численный
рост и возрастание влияния внутри России,
геополитические позиции Московского Патриархата, в
церковно-политической орбите которого после Второй мировой войны
находилось большинство поместных Церквей коммунистического
блока, а также отчасти Антиохийский Патриархат, неуклонно
ослабевают, что было продемонстрировано 9 октября 2007 года в Равенне на
заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу,
когда вследствие своего демарша Московский Патриархат
оказался в полной изоляции: все прочие поместные Церкви поддержали линию
Константинопольской Церкви. Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас),
представитель Константинопольского Патриархата и сопредседатель
Смешанной комиссии, подчеркнул, что в итоге Московский Патриархат
оказался «в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не
последовала его примеру». Ослабление влияния Московского Патриархата
происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии), которую он
считает своей «канонической территотрией». Предпринятые в начале
2000-х попытки Московского Патриархата подчинить своей юрисдикции
приходы Западноевропейского Экзархата
во Франции, а также предотвратить переход в Экзархат (в составе
Константинопольского Патриарахата) значительной части приходов Сурожской
епархии закончились неудачей. Старообрядческие церкви Церкви
русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не
имеющие евхаристического общении с сообществом поместных православных
церквей. После признания «не бывшими» «клятв» Большого московского
собора 1666 г. на старые обряды и придерживающихся их Поместным Собором Московского Патриархата в
1971 год церковное общение восстановлено не было в виду непризнания
Старообрядческими церквами каноничности сообщества Православных церквей.
Поповство Течения,
имеющие священство и хиротоническую
преемственность. - Русская
Православная Старообрядческая Церковь (уст. Белокриницкое
согласие или Белокриницкая иерархия)
- Русская
Древлеправославная Церковь (уст. Беглопоповское согласие)
Беспоповство Течения, считающие, что
хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего
епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. - Древлеправославная Поморская Церковь
- Федосеевцы
- Спасовцы
- Нетовцы
Старостильные церкви Церкви Греции,
Румынии, Болгарии, называющие себя «православными» (состоят в расколе с
каноническим православием), которые используют юлианский календарь
(старый стиль) в богослужении, несмотря на то, что соответствующие
признанные поместные православные церкви в их странах используют
новоюлианский. Неканонические структуры Религиозные
объединения, именующие себя автокефальными православными Церквами, но
не признанные в таковом качестве. - Белорусская автокефальная
православная церковь
- Македонская
Православная Церковь
- Могленская православная болгарская
архиепископия (считает себя часть болгарской православной церкви)
- Черногорская Православная Церковь
- Украинская
Автокефальная Православная церковь
- Украинская Православная
Церковь (Киевский патриархат)
- Украинская Автокефальная
Православная Церковь Каноническая
Таинства в Православной Церкви Сформулированное
вычленение из богослужения семи таинств пришло из латинского
схоластического богословия в конце XVI века, что было вызвано в
Константинополе полемикой с протестантами, а в Москве — сильным влиянием
киевской школы (Киево-Могилянская академия)
на зарождающееся академическое богословие. Однако традиция
различения таинств от других священнодействий Церкви (монашеский
постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) прочно укоренилась в
позднейшем школьном богословии. Изъясняя 10-й член Символа веры
(«Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое
хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное
исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на
греческом в 1667 году) гласит: | Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает
нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение,
Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и
Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа
Святого» | | Примечательно,
что, например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий
Ареопагит — о шести, а митропополит Эфесский Иоасаф (XV) — о десяти. Православное богослужение и праздники Под данным термином в
просторечии обычно подразумевают христианское богослужение византийской
традиции, хотя в исторических формах латинского обряда и иных западных и
восточных обрядах нет ничего противного православию. С половины XX века
в США и некоторых других странах
существуют канонические православные приходы, практикующие западные
обряды . Исторически сложившееся богослужение заключает в себе 4
богослужебных круга: - суточного круга
- седмичного
круга;
- неподвижного годового круга;
- подвижного годового круга, сформировавшегося
вокруг праздника Пасхи.
Важнейшее общественное
богослужение в православии — Божественная литургия (в России также
называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии —
важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без
которого она немыслима. - Всенощное бдение
- Часы
(церковная служба)
- Литургия
- Вечерня
- Повечерие
- Утреня
- Полунощница
Литургический год
начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и
исключительное положение в числе праздников. - Двунадесятые
праздники:
- Рождество Пресвятой
Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во
храм Пресвятой Богородицы
- Рождество Христово
- Крещение
Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой
Богородицы
- Вход Господень в Иерусалим
- Вознесение
Господне
- День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Богородицы
- День Святого Духа
Дохалкидонские Церкви В литературе
их нередко называют «православными древневосточными (ориентальными)»,
что неверно как с догматической, так и церковно-канонической точки
зрения Православия, ибо они не приемлют определений всех семи Вселенских Соборов и не состоят в
евхаристическом общении с Православной Церковью. Однако, необходимо
отметить, что слово «православная» входит в самоназвание некоторых
дохалкидонских церквей (напр. Сиро-яковитской, коптской, эфиопской).
Возможность спасения инославных Православные
не считают, что все инославные не спасутся; но принята точка зрения,
что отпавшие от Церкви лишают сами себя надежды на спасение как
«самоосужденные» (Тит.3:10-11). Подробнее:
смотрите документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000
года, «Основные принципы отношения к инославию»: 1.1. Православная Церковь есть
истинная Церковь Христова. 1.15. Православная Церковь устами святых
отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви
Христовой. 2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том,
что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное
единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься
совпадающей со всем «христианским миром». — Основные принципы отношения к инославию
Отношение к современной Римской церкви В
православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян»
еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога
Filioque, или схизматиками,
отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Православные
единодушно отвергают догмат о непогрешимости
папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над
всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая
принята в современной Римской Церкви. Православная Церковь не приемлет
ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: догмат о
непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном
вознесении Божией Матери. Православие традиционно, в принципе, признаёт
права́ светской власти в церковных (но
не вероучительных) вопросах — концепция симфонии
духовной и светской властей ; Римская Церковь ещё со времён раннего
средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего
Первосвященника обладает суверенной светской
властью. В декабре 1965 года Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные
анафемы 1054 года и подписана «Совместная декларация»; «жест
справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не
привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического
общения). С мая 1980 года время от времени проходят встречи
Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по
диалогу между поместными Православными Церквами и Римско-Католической
Церковью. Православные церкви |
Автокефальные | Албанская • Александрийская • Американская
• Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская •
Русская • Сербская • Чехословацкая • Элладская |
|
Автономные |
Синайская • Финляндская
• Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная) |
Самоуправляемые в составе РПЦ |
Китайская • Латвийская • Молдавская • РПЦЗ • Украинская (МП) • Эстонская (МП) | Самоуправляемые
в составе КП | Западноевропейский экзархат русских
приходов • Украинская
ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в
США • прочие: Абхазская • Бессарабская • Охридская |
Неканонические юрисдикции | Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская православная церковь • Русская истинно-православная церковь •
Старообрядцы • Старостильные церкви (Болгарские • Греческие • Румынские) • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ
(обновлённая) •Украинская
АПЦ Каноническая • Черногорская ПЦ
|
Источник: http://pro-rek.narod.ru/baza_dannih_po_organizatsiyam/religioznie/hristianstvo/pravoslavie/ |