Словарь русского языка
С. И. Ожегова: христи’анство, -а, ср. Одна из трёх
мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как
Богочеловека и спасителя мира, возникшая в нач. 1 в. н. э. в Римской
империи и существующая в трёх основных направлениях:православие , католичество , протестанство. Исповедовать х. Принятие христианства на Руси (988-989гг.). прил.
христианский, -ая, -ое. В христианский вид привести кого (что)
(разг. шутл.) привести в надлежащий вид.
Христианство
|
· |
Библия Ветхий
Завет · Новый Завет Апокрифы
Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь |
Троица
Бог Отец Бог Сын (Иисус Христос) Святой Дух |
История христианства
Хронология христианства Раннее
христианство Апостолы Вселенские соборы Великий раскол
Крестовые походы Реформация | Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать Искупительная жертва Спасение ·
Второе пришествие Богослужение Добродетели · Таинства |
Ветви христианства
Католицизм · Православие Протестантизм Антитринитарии
|
Христиа́нство
(от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») —
монотеистическая авраамическая мировая религия, основанная на жизни и
учении Иисуса Христа, как о них свидетельствует Новый Завет. Христиане
верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший
человеком, и Спаситель человечества. Христианство — крупнейшая
мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, и
по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть
хотя бы одна христианская община. Христианство возникло в I веке в
Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи,
первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего
существования получило распространение и в других провинциях и среди
других этнических групп. Возникновение христианства Христианство
зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте
мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона
христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Корни
христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета
(в иудаизме — ТаНаХ). Согласно
евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иошуа) воспитывался как иудей,
соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники.
Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20
лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди
других народов. По свидетельству новозаветного текста Деяния
апостолов (Деян.11:26), существительное
«Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи)
Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой
веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально
христианство распространялось в среде еврейства Палестины и
средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий,
благодаря проповедям апостола Павла оно
приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).
До V века распространение христианства происходило главным образом в
географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного
влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во
2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов,
позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В
новое и новейшее время распространение христианства вне Европы
происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Некоторые исследователи утверждают, что христианство основано не на
исторической фигуре, а скорее на мифическом создании. С этой точки
зрения предполагается, что идея Иисуса это скорее еврейское
олицетворение панэллинского культа, подобно Озирис-Дионису, в котором
признавалась неисторическая фигура личности. Писатель Брайен Бренстон
утверждал, что христианство впитало в евангельскую историю об Иисусе
множество мифологических рассказов и традиций. Согласно Бренстону,
основная часть этих традиций взята из греко-римских религий. Но,
позиция, что Иисус не был исторической фигурой, редка среди
исследователей Библии. Численность христиан Распространение
христианства по странам: Красный — 50-100 % населения Жёлтый —
11-49 % населения Синий — 1-10 % населения Серый — 0-0.9 %
населения Количество приверженцев
христианства по странам в процентах. В настоящее
время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, из
них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн , в
Латинской Америке — около 380 млн , в Северной Америке —
180—250 млн (США — 160—225 млн ,
Канада — 25 млн), в Азии — около 300 млн , в Африке — 300—400 млн , в
Австралии — 14 млн . Приблизительное число приверженцев различных
христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около
400 млн (в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов,
64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений),
православных и приверженцев Древневосточных
церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн,
англикан — около 70 млн, а последователей Армянской
Апостольской церкви — 10 млн. Христианские конфессии и учения Ветви христианства
| Католичество
- Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические
церкви
- Старокатолики
Православие
Вселенская православная церковь - Албанская
православная церковь
- Александрийская православная церковь
- Американская православная церковь
- Антиохийская православная церковь
- Болгарская православная
церковь
- Грузинская православная церковь
- Иерусалимская православная церковь
- Кипрская
православная церковь
- Константинопольская православная церковь
- Западноевропейский
экзархат русской традиции
- Эстонская апостольская
православная церковь
- Польская православная церковь
- Румынская православная церковь
- Русская православная церковь
- Белорусская
православная церковь
- Китайская
православная церковь
- Латвийская православная церковь
- Молдавская православная церковь
- Русская православная церковь за границей
- Украинская православная церковь
- Эстонская православная церковь (МП)
- Сербская
православная церковь
- Чехословацкая православная церковь
- Элладская православная церковь
- Автономные
православные церкви
- Критская православная церковь
- Синайская православная церковь
- Финляндская
православная церковь
- Японская православная церковь
Старообрядчество - Древлеправославная
поморская церковь
- Русская древлеправославная церковь
- Русская
православная старообрядческая церковь
Неканонические
православные объединения - Белорусская
автокефальная православная церковь
- Катакомбная церковь
- Македонская
православная церковь
- Немецкая православная
церковь
- Российская православная автономная церковь
- Русская православная церковь в изгнании
- Старостильники
- Болгарская старостильная церковь
- Греческая
старостильная церковь
- Румынская
старостильная церковь
- Украинская
автокефальная православная церковь
- Украинская православная
церковь (КП)
Дохалкидонские
церкви - Монофизиты
- Сиро-яковитская Церковь
- Армянская Апостольская Церковь
- Коптская Церковь
- Эфиопская Церковь
- Несториане
Протестанство
- Адвентисты Седьмого Дня
- Англиканская церковь
- Баптизм
- Вальденсы
- Евангельские христиане
- Кальвинизм
- Квакеры
- Лютеранство
- Меннонизм
- Методизм
- Пресвитерианство
- Пятидесятники
- Харизматы
- Посольство Божье
- Ученики
Христа
Прочие
- Богородичный центр
- Дети Бога
(организация)
- Мормоны
- Унитарии
- Свидетели Иеговы
- Еговисты
- Церковь
Объединения
- Христадельфиане
- Духоборы
- Молокане
- Международный путь
- Евангелистская ассамблея Бога
- Новая церковь
- Толстовцы
- Субботники
- Ересь жидовствующих
|
В наши дни в христианстве существуют следующие основные
направления: - Католичество
- Православие
- Протестанство
Католичество
- Католическая церковь
- Римско-католическая
церковь
- Восточнокатолические церкви
- Старокатолики
Православие
- Православная церковь
- Автокефальные
православные церкви
- Старообрядчество
- Поповство
- Беспоповство
- Беглопоповство
- Духовное христианство
Древневосточные церкви Церкви, не
принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г.
(IV Вселенском), называются сегодня Древневосточными или
древне-православными (см. неполный список ниже); некоторые из них
исторически вышли из общин монофизитов и
несториан. Официально они не имеют евхаристического общения с
современным православием. - Армянская
Апостольская Церковь
- Коптская
Церковь
- Эфиопская православная церковь
- Сиро-яковитская
православная церковь
- Маланкарская православная церковь
- Ассирийская Церковь (несториане)
Протестанство
- Адвентисты Седьмого Дня
- Англиканская церковь
- Баптизм
- Евангельские
христиане
- Кальвинизм
- Квакеры
- Лютеранство
- Меннонизм
- Методизм
- Пресвитерианство
- Пятидесятники
- Харизматы
(неопятидесятники)
Прочие
- Молокане
- Свидетели Иеговы
- Христадельфиане
Вероучение Теология
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к
Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и
человека. Вместе с тем многие направления христианства привносят в
монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей
божественной природе, но различных по лицам. Основные черты христианской религии - Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности
Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к
философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего
содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
Троица. Работа Андрея
Рублёва - Понятие о Боге как абсолютно
совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и
абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)
- Учение об абсолютной ценности человеческой личности как
бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и
подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все
равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к
вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к
достижению этого предназначения — свободная воля и божественная
благодать.
- Учение об идеальном назначении человека,
заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании
(«..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
- Учение
о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный
Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над
материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире
осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство,
дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две
инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия,
ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как
творение и среду деятельности духа.
- Одинаковая отдалённость как
от метафизического и морального материализма, так и от ненависти
к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в
материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю
(«Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При
творении же всё было «добро зело»).
- Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей
плоти праведников вместе с их душами в
просветлённом, вечном, материальном мире
- Учение о
Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения
людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием,
отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом.
«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий
Великий).
Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя
идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии
материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится
облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного
совершенства. Кроме перечисленных черт, христианской религии
свойственны: - Существенная метафизичность её содержания
- Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости
церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все
времена Духа Святого.
Христология Христология — это учение
об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты)
точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не
полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как
божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий,
единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным
творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло
божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса.
Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы
Иисуса божественной природой Логоса. Христианская антропология Согласно
христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он
был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший
человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и
духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению
(воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек,
включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с
божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство
подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в
чистилище (только у католиков). Учение о таинствах С концепцией
непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое
другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия,
выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически
соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют
стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion,
лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально
вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом
грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени. Важнейшие
из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую
жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или
причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо
пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения
верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и
католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых
отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить
верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение;
покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в
духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести
верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в
иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства);
брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32); соборование
(сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как
последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).
Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма
соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего
человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть
подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием
таинств. История христианской церкви Доникейский период (I—
начало IV века) Ранний период церковной истории
охватывает три века — до Никейского (I
Вселенского) Собора. Апостольский век I век обычно
называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы
апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на
всемирную проповедь. После разрушения Иерусалима значение
церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному
мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период
гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним
заканчивается апостольский век. «Апостольские мужи» Время
первохристианства II—III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских
мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих
апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика
Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора
Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на
костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г). «Апологеты» Апостольские мужи явились
переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология
(греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к
императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и
разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры
на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из
подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии,
философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.)
прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с
еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в
166 г. Доникейский период
завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым
гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное
уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только
способствовало утверждению и распространению христианства. Христианизация Армении Именно начало
Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия
бежать в Армению. Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но
это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория
Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом
Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским
государством. Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап.
Константина Великого. Начался новый
период истории Церкви. Христианизация Грузии Грузинская
христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным. В 324 году
трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной
религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах
Антиохийской Церкви. Грузинская церковь считается одной из
древнейших христианских церквей в мире. Период Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)
При Константине Великом и его
преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот
процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних
язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению
массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры
часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр.,
монофелитство и иконоборчество — типично императорские ереси).
Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях.
Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые
монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и
раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах. Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг
от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель
преподобный Антоний Великий ещё в 285 г.
удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало
подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал
ок. 330 г. первый египетский монастырь
в Тавенниси. В Палестине основателями монашества были
преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий —
строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е
гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.),
который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской
богословской школы. Период после Вселенских Соборов (IX—XI вв.)
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные
изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г.
арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили
Испанию и двинулись вглубь современной Франции. Разделение церквей (формально 1054 г.) Поводом Великой
схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии,
формально принадлежавших Византии.
Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий
закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он
требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом.
Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь
прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный
патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения
латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в
нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему
патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным
постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и
анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная
схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между
Востоком и Западом. Действительное разделение церквей было
длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX
по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии
экклезиологических традиций. Святые
«Святые» (Фра
Беато Анджелико, XV век) Более 150-ти тысяч
умерших людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). В
католической церкви существует разделение между собственно святыми и
блаженными. Христианские святые, канонинизированные до разделения
церквей, официально почитаются как католичеством, так и православием. Некоторые наиболее известные святые: - Общехристианские:
Августин
Блаженный, Амвросий Медиоланский, Афанасий
Великий, Бенедикт Нурсийский, Василий Великий, Григорий
Богослов, Григорий Просветитель, Дионисий Ареопагит, Иероним Стридонский, Ириней Лионский, Иоанн
Дамаскин, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Кирилл
и Мефодий, Николай Чудотворец
- Католические: Альберт Великий, Антоний Падуанский, Винсент де Поль, Доминик, Жан Мари де Вианней, Игнатий Лойола, Иоанн Креста, Максимилиан Кольбе, Тереза из Лизье, Тереза Авильская, Франциск Ассизский, Франциск
Сальский, Эдит Штайн
- Православные:Григорий Палама, Григорий патриарх
Константинопольский, Иоанн Кронштадтский, Лука
(Войно-Ясенецкий), Марк Эфесский, Матрона Московская, Никодим Святогорец, Серафим Саровский, Сергий
Радонежский, Симеон Новый Богослов
Источник: http://pro-rek.narod.ru/baza_dannih_po_organizatsiyam/religioznie/hristianstvo/ |